Четверг, 28.03.2024, 15:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Поиск

Статистика

Besucherzahler russian mail order brides
счетчик посещений

Соглашение об облегчении визового режима между Россией и Евросоюзом для большинства наших сограждан ничуть не упростило получение заветного Шенгена.

текст соглашения

Вступившие в силу новые визовые правила, облегчающие поездки наших сограждан в страны Евросоюза, на поверку оказались даже менее либеральными, чем прежние требования, которые предъявлялись к россиянам в консульствах некоторых европейских стран. Новое соглашение сработает лишь в отношении российских чиновников, часто ездящих в страны ЕС, бизнесменов и членов их семей. В отношении прочих граждан, включая и тех, кто попал в льготные визовые категории, скорее всего сработает принцип: хотели как лучше, получилось как всегда. Тем более что новую въездную политику усугубит единая база визовых данных, создание которой одобрено Европарламентом. С момента ее запуска некоторым нашим согражданам на многие годы вперед может быть вообще отказано в свободе перемещения по Европе. Но обо всем по порядку.

Хотели как лучше

Самый большой подарок авторы документа - дипломаты - сделали себе и прочим обладателям диппаспортов. Отныне все они смогут перемещаться через российские и евросоюзные границы свободно, без всяких виз. Правда, чтобы попасть под эту норму, за пределами отечества следует находиться не дольше трех месяцев в течение полугода.

Особо приятный сюрприз уготован и близким родственникам (супругам, детям, родителям, дедушкам, бабушкам и внукам), посещающим "россиян, легально проживающих на территории стран - членов ЕС". Речь о родне все тех же дипломатов, других чиновников и бизнесменов, работающих в Европе. Теперь они могут получать визу лишь на основании приглашения от принимающего лица (требуются, как и во всех прочих случаях, оригинал письма плюс медицинская страховка, фото и заполненная анкета соответствующего образца). Причем получать визы родня будет безвозмездно. Более того, родственники вправе претендовать на шенгенскую мультивизу максимального срока действия - на пять лет.

Мультивизы также вправе получать члены официальных делегаций, предприниматели, участники научных, культурных, художественных и спортивных мероприятий, штатные журналисты и "работники транспортного цеха". При этом срок многократной визы для всех этих граждан изначально ограничивается одним годом. Двухлетние выдаются лишь тем, кто в предыдущие два года дважды пользовался годовой визой. Пятилетнюю визу вправе получить члены российского и региональных правительств и парламентов, Конституционного и Верховного судов. Для них виза тоже бесплатна, как и для членов официальных делегаций, которые для получения таковой должны представить письмо от нашей властной структуры, подтверждающее их статус, и копию приглашения для делегации.

Для рядовых же наших сограждан соглашение с ЕС носит скорее рекомендательный, нежели обязательный характер. Единообразия в визовой политике среди стран - участниц соглашения как не было, так и нет. Многие из них, как и прежде, придерживаются своего, годами выверенного стиля общения с просителями. Так что особо расслабляться не стоит.

Получилось как всегда

"В отдельных случаях податель заявления на визу может быть вызван в посольство или консульство для проведения дополнительного собеседования", - уточняет глава отдела прессы и информации представительства Еврокомиссии в России Шон Кэрролл. И если сотрудник консульства вдруг потребует дополнительные документы, то податель заявления должен будет их предоставить. Требования такого рода, подчеркнул Шон Кэрролл, - исключительный случай. Как правило, ни российские власти, ни страны - члены ЕС не должны запрашивать никаких других документов помимо перечисленных в соглашении для оформления мультивиз и виз по упрощенному сценарию.

Тем не менее на поверку выходит, что никто из нас по-прежнему не застрахован от вызова на пресловутые интервью, где консульские чиновники будут выяснять причины вашей тяги к перемене мест и прочую подноготную. Кроме того, от претендента на визу могут потребовать дополнительные документы для прояснения цели визита, доказательства его намерений вернуться в страну проживания и его кредитоспособности.

"Каждое посольство вправе самостоятельно решать, сколько и каких документов требовать с желающих получить визу в упрощенном режиме или мультивизу по новым правилам, - говорит секретарь посольства Финляндии Юрки Терва. - Документы, названные в соглашении для упрощенного оформления визы, - рекомендуемый набор, и каждое консульство по его собственному усмотрению может расширить этот список". При этом он уточнил, что для посольства Финляндии соглашение мало что изменило: оно давно практикует выдачу виз только по приглашениям, не требуя, как правило, никаких справок с места работы и документов, подтверждающих кредитоспособность заявителя.

Справедливости ради отметим, что некоторые страны ЕС уже давно продвинулись в визовых отношениях с Россией заметно дальше параметров, предписанных новыми правилами. Так, в консульстве Нидерландов уже несколько лет оформляют визы в течение трех рабочих дней, и переходить на десятидневку, закрепленную новым соглашением, голландские дипломаты не планируют. Правда, они при этом рекомендуют подавать заявление на визу за две недели до отъезда - на случай, если вдруг потребуются дополнительные документы.

В посольство Франции индивидуальные визы всегда оформляли за сутки, что намерены делать и впредь. Более того, они давно предоставляют бесплатные визы всем россиянам моложе 25 лет, причем в одностороннем порядке. "Для нас мало что меняется, - говорит Изабель Тураншо, пресс-секретарь посольства Франции в России. - Соглашение об облегчении визового режима между Россией и Францией было заключено еще в 2004 году. Пожалуй, главное изменение, содержащееся в новом документе, - увеличение выдачи бесплатных виз. Но для нашего консульства и это несущественно. Принципиально новым для нас стал лишь упрощенный порядок выдачи виз для журналистов, ближайших родственников чиновников и для тех, кто едет на захоронения своих близких".

При этом французы всегда требовали представить дополнительно к приглашению еще и справку с места работы с указанием доходов за последние три месяца и бронь на авиабилеты. И отказываться от этого пока не склонны. Причем в отношении этих "внеплановых" документов французы очень щепетильны. "Проблема, с которой чаще всего сталкивается наше консульство, - фальшивые справки от россиян с места работы. Мы их обязательно проверяем, и очень важно, чтобы они были от реальных фирм. Кстати, информация о месте работы заявителя из наших стен никуда не уходит, так что опасаться тут нечего", - подчеркнула гжа Тураншо.

Что касается стран - новобранцев ЕС, еще не ставших полноправными членами Шенгенского соглашения, то большинство из них приняло близко к сердцу букву новых визовых правил. В результате Соглашение об упрощении выдачи виз... обернулось для россиян полной противоположностью.

Посольство Чехии в Москве заметно ужесточило требования к документам на оформление визы - чрезвычайно повысилась бдительность к подписи претендента (в штат даже зачислили специалиста-графолога), повысились требования и к размерам фото: строго 3,5х4,5 см, причем лицо должно занимать 70-80 процентов всего пространства, не больше и не меньше. И это при том, что во многих шенгенских посольствах на размер фото практически не обращают внимания. Более того, чешское консульство ввело платные визы для детей старше 6 лет и увеличило срок оформления с прежних семи до десяти дней. Надо сказать, до сих пор Чехия проявляла к гостям из России куда большую лояльность.

Впрочем, такой подход к делу свойственен отнюдь не всем кандидатам в Шенген. Так, традиционно гостеприимные к нам киприоты ничего не изменили в визовой политике. Как и прежде, они оформляют визу всем россиянам, в том числе туристам, за сутки, причем совершенно бесплатно. Надо полагать, с таким подходом кипрских дипломатов к делу поток россиян на Кипр наверняка не оскудеет.

Кстати, о туристах. Для них между строчек соглашения припрятан сюрприз: прежде всего это фиксированная стоимость визы в 35 евро, которая раньше в ряде стран была дороже. Главное же в том, что обладатели мультивизы (она тоже стоит 35 евро) могут свободно ездить с ней в туристические поездки. Но увлекаться все же не стоит, ибо тут есть одна засада. Дело в том, что по правилам Шенгена больше половины срока мультивизы надо пробыть именно в той стране, которая ее выдала. В противном случае могут быть проблемы с ее последующим получением в консульстве этой страны. Впрочем, в некоторых посольствах, например французском, к этому относятся философски. "Жестких ограничений тут нет, - уточняет гжа Тураншо. - Мы прекрасно понимаем, что люди могут ездить в разные страны - и бизнесмены, и различные ансамбли, и прочие. Просто нужно внятно изложить все обстоятельства в заявлении на выдачу визы".

В посольстве Финляндии иной подход к делу. "Если обладатель финской мультивизы за время ее действия больше времени провел не у нас, а в других странах ЕС, то он вряд ли получит следующую мультивизу в нашем посольстве. Ему предложат обратиться в посольство той страны, где он дольше всего пробыл", - подчеркивает Юрки Терва.

Еще одна ложка дегтя: Москве не удалось сохранить льготный режим получения виз в страны ЕС для калининградцев. По новому соглашению жители анклава, с 2003 года имевшие право на получение бесплатных многократных и долгосрочных польских и литовских виз, теперь обязаны при оформлении визы не только предоставлять документальное обоснование цели поездки, но и платить консульский сбор в размере 35 евро. Более того, для посещения Украины и Белоруссии им придется приобретать польскую или литовскую визу (при транзите по территории этих стран), причем за те же 35 евро. Если раньше польскую визу калининградцы могли получить за один день, то теперь - за десять. Можно уложиться и в три, но это будет стоить вдвое дороже. Не исключено, однако, что эта проблема отчасти решится уже в ближайшее время: жители приграничных районов Калининградской области все же смогут ездить в Литву через ряд пропускных пунктов без виз, если их заменят спецпропусками. Литовский МИД намерен подписать соответствующее соглашение с Москвой.

Так что оставим политикам и дипломатам рассуждения о непреходящем политическом значении нового соглашения с ЕС. Для львиной доли россиян на практике оно пока мало что изменило к лучшему. Остается уповать на будущие дипломатические прорывы, которые станут реально возможными лишь после введения в России биометрических паспортов.

Между тем для некоторых россиян, в том числе из рядов депутатов, окно в Европу вскоре, наоборот, может захлопнуться. На минувшей неделе Европарламент одобрил проект создания единой визовой базы данных для стран, входящих в зону Шенгенского соглашения. Напомним, с января 2008 года она прирастет десятью евроновобранцами из бывшего соцлагеря и экс-советского пространства. Практически все они имеют к России "политико-исторические" претензии. Новые шенгенцы автоматически пополнят европейский черный список своими кондитами невъездных, в которых наших граждан заметно больше, чем сейчас значится у ЕС. После этого россияне, которым был запрещен въезд, например, в Эстонию (обычно на 10 лет) за участие в антиправительственных выступлениях, не смогут въехать ни в одну страну Евросоюза.

Словом, актуален Жванецкий: "Фраза "мне в Париж по делу срочно" пока еще нам дается не очень".

ВАШИ ПРАВА

С облегчением!

С 1 июня 2007 г. бизнесмены могут посещать страны Евросоюза по приглашению от принимающей стороны (компании, организации и проч.). Журналисты, за исключением внештатников, вправе получать визу по профессиональному удостоверению и сопроводительному письму редакции.

Упрощенный порядок визового оформления распространяется и на студентов, школьников, преподавателей и ученых - им надо предъявить лишь приглашение от конкретного университета, института или колледжа либо свидетельство о зачислении в таковые. Причем визу они получат бесплатно. Кстати, в отсутствие такого документа они тоже получат визу безвозмездно, но будут оформляться на общих основаниях.

Участникам всевозможных фестивалей, художественных, культурных и спортивных мероприятий, научных симпозиумов требуется лишь письменное приглашение. Лицам, посещающим военные и гражданские захоронения, нужен официальный документ, подтверждающий наличие могилы и родственные связи с захороненным. Кстати, всем им тоже полагается бесплатная виза.

Кроме того, от уплаты визовых сборов освобождаются дети до 6 лет, инвалиды, сопровождающие их лица, а также граждане, выезжающие для срочного лечения, участия в похоронах близкого родственника или посещения серьезно больного близкого родственника.

Всем остальным за визу надо заплатить 35 евро - эта сумма взимается как за транзитные, так и за краткосрочные визы. Срок оформления - 10 календарных дней, но он может быть продлен до 30 дней, если представленные документы не внушат доверия дипломатам и они захотят подробнее ознакомиться с делом. Желающим оформиться максимум за три (рабочих) дня до отъезда придется раскошелиться на 70 евро, за исключением ситуаций, связанных с форс-мажорными обстоятельствами (оказание срочной медпомощи в ЕС, смерть родственников и проч.).

И о "работниках транспортного цеха". Водители, перевозящие международные грузы и пассажиров, члены бригад международных поездов, экипажи самоле тов и пароходов должны представить лишь запрос от национальной ассоциации перевозчиков. А участники программ обмена между городами-побратимами - соответствующий запрос от мэра.

ИТОГИ, №24 / 574 (11.06.07)

Документы:
- Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза было подписано в городе Сочи 25 мая 2006 года.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СООБЩЕСТВОМ ОБ УПРОЩЕНИИ ВЫДАЧИ ВИЗ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА" был принят Государственной Думой 14 февраля 2007 года, одобрен Советом Федерации 21 февраля 2007 года, подписан президентом РФ В.Путиным 7 марта 2007 года.

Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза

Стороны, Российская Федерация и Европейское сообщество (именуемое в дальнейшем Сообществом), желая способствовать контактам между людьми, являющимся важным условием устойчивого развития экономических, гуманитарных, культурных, научных и иных связей, путем упрощения на основе взаимности выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза,

ссылаясь на Совместное заявление встречи на высшем уровне, состоявшейся в г. Санкт-Петербурге 31 мая 2003 г., в котором отмечается, что Российская Федерация и Европейский союз согласились изучить условия безвизовых поездок в долгосрочной перспективе,

подтверждая намерение установить безвизовый режим взаимных поездок между Российской Федерацией и Европейским союзом,

принимая во внимание Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г.,

ссылаясь на Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС от 27 апреля 2004 г., подтверждающее намерение Российской Федерации и Европейского союза упростить режим выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза на взаимной основе и начать переговоры с целью заключения соответствующего соглашения,

признавая, что такое упрощение не должно приводить к нелегальной миграции, а также уделяя особое внимание вопросам безопасности и реадмиссии,

принимая во внимание Протокол о позиции Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Ирландии, Протокол об интеграции Шенгенских достижений в рамки Европейского союза, прилагаемые к Договору о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. и Договору, учреждающему Европейское сообщество, от 25 марта 1957 г., и подтверждая, что положения настоящего Соглашения не применяются к Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии и Ирландии,

принимая во внимание Протокол о позиции Дании, прилагаемый к Договору о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. и Договору, учреждающему Европейское сообщество, от 25 марта 1957 г., и подтверждая, что настоящее Соглашение не применяется к Королевству Дания,

согласились о нижеследующем:

Статья 1 Цель и сфера применения

Целью настоящего Соглашения является упрощение на основе взаимности выдачи виз для пребывания на срок не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней гражданам Российской Федерации и Европейского союза.

Статья 2 Общие положения

Визовые упрощения, предусмотренные настоящим Соглашением, должны применяться к гражданам Российской Федерации и Европейского союза только в той мере, в какой они не освобождаются от требований получения визы согласно законодательству Сообщества, государств-членов или Российской Федерации в соответствии с настоящим Соглашением или иными международными договорами.

К вопросам, не регулируемым положениями настоящего Соглашения, таким, как отказ в выдаче визы, признание проездных документов, подтверждение наличия достаточных средств к существованию, отказ во въезде и осуществление мер по высылке, применяется законодательство Российской Федерации, Сообщества или государств-членов.

Статья 3 Определения

Для целей настоящего Соглашения:

a) "государство-член" означает любое государство - член Европейского союза, за исключением Королевства Дания, Ирландии и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии;

b) "гражданин Европейского союза" означает гражданин государства-члена, как это понятие определено в пункте "а" настоящей статьи;

c) "гражданин Российской Федерации" означает лицо, имеющее или приобретшее гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

d) "виза" означает разрешение или решение, выданное или принятое Российской Федерацией или государством-членом, которое необходимо для:

- въезда в целях пребывания на общий срок не более 90 дней в Российской Федерации, в этом государстве-члене или нескольких государствах-членах; либо

- въезда в целях осуществления транзита через территорию Российской Федерации, государства-члена или нескольких государств-членов;

e) "лицо, проживающее на законных основаниях" означает:

применительно к Российской Федерации: гражданин Европейского союза, которому выданы вид на жительство, разрешение на временное проживание либо учебная или рабочая виза сроком действия более 90 дней для въезда в Российскую Федерацию;

применительно к Европейскому союзу: гражданин Российской Федерации, который в соответствии с законодательством Сообщества или государств-членов вправе пребывать на территориях государств-членов более 90 дней.

Статья 4 Документы, подтверждающие цель поездки

Применительно к следующим категориям граждан Российской Федерации и Европейского союза наличие следующих документов является достаточным для подтверждения цели поездки на территорию другой Стороны:

а) для членов официальных делегаций, которые на основании официального приглашения, адресованного Российской Федерации, государству-члену или Европейскому союзу, принимают участие в официальных встречах, консультациях, переговорах или программах обмена, а также в мероприятиях, проводимых на территории одного из государств-членов или Российской Федерации межправительственными организациями,

- письмо, выданное компетентным органом Российской Федерации или государства-члена либо руководящим органом Европейского союза (European Institution), подтверждающее, что заявитель является членом делегации, направляющейся на территорию другой Стороны для участия в указанных мероприятиях, дополненное копией официального приглашения;

b) для предпринимателей и представителей организаций предпринимателей

- письменное обращение принимающего юридического лица, компании, организации, предприятия, учреждения, либо их филиалов, государственных и местных органов власти Российской Федерации или государств-членов, организационных комитетов торгово-промышленных выставок, конференций и симпозиумов, проводимых на территории Российской Федерации или одного из государств-членов;

c) для водителей, осуществляющих международные пассажирские и грузовые перевозки между территориями Российской Федерации и государств-членов на транспортных средствах, зарегистрированных в Российской Федерации или одном из государств-членов,

- письменное обращение национальных ассоциаций (союзов) перевозчиков Российской Федерации или национальных ассоциаций перевозчиков государств-членов, обеспечивающих международные автодорожные перевозки, с указанием цели, продолжительности и частоты совершения поездок;

d) для членов поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад в международных поездах, перемещающихся между территориями Российской Федерации и государств-членов,

- письменное обращение организации железнодорожного транспорта Российской Федерации или железнодорожной организации (компании) государств-членов с указанием цели, продолжительности и частоты совершения поездок;

e) для журналистов

- удостоверение или иной документ, выданный профессиональной организацией и подтверждающий, что соответствующее лицо является профессиональным журналистом, а также документ, выданный его работодателем, подтверждающий, что целью поездки является выполнение журналистской работы;

f) для лиц, участвующих в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе университетских и других программах обмена,

- письменное обращение принимающей организации об участии в такой деятельности;

g) для школьников, студентов, аспирантов и сопровождающих их преподавателей, направляющихся на учебу или учебную стажировку, в том числе в рамках программ обмена или иной относящейся к обучению деятельности,

- письменное обращение или свидетельство о зачислении принимающего университета, академии, института, колледжа или школы, или студенческий билет, или свидетельство о зачислении на курсы, которые будут посещаться;

h) для участников международных спортивных мероприятий и лиц, сопровождающих их в профессиональном качестве,

- письменное обращение принимающей организации - компетентных органов, национальных спортивных федераций Российской Федерации или государств-членов и национального олимпийского комитета Российской Федерации или национальных олимпийских комитетов государств-членов;

i) для участников официальных программ обмена между породненными городами

- письменное обращение глав администраций (мэров) таких городов;

j) для близких родственников - супругов, детей (в том числе приемных), родителей (в том числе опекунов и попечителей), бабушек и дедушек, внуков, решивших навестить граждан Российской Федерации или Европейского союза, проживающих на законных основаниях на территории государства-члена или Российской Федерации,

- письменные обращения приглашающих граждан;

k) для лиц, посещающих воинские и гражданские захоронения,

- официальный документ, подтверждающий наличие захоронения и сохранность могилы, а также родство или иное отношение заявителя к погребенному.

Письменные обращения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны содержать следующие сведения:

а) для приглашенного лица - имя, фамилия, дата рождения, пол, гражданство, номер документа, удостоверяющего личность, срок и цель поездки, количество въездов, имена несовершеннолетних детей, следующих вместе с приглашенным лицом;

b) для приглашающего лица - имя, фамилия и адрес;

c) для приглашающего юридического лица, компании или организации - полное наименование этого юридического лица и его адрес, а также:

если обращение исходит от организации, - имя и должность лица, подписавшего обращение;

если приглашающее лицо является юридическим лицом или предприятием, учреждением либо их филиалом, созданными на территории Российской Федерации, - индивидуальный номер налогоплательщика;

если приглашающее лицо является юридическим лицом или компанией, предприятием, учреждением либо их филиалом, созданными на территории государства-члена, - регистрационный номер, установленный в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Для категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, визы всех видов выдаются в соответствии с упрощенной процедурой без предъявления требований о предоставлении какого-либо иного подтверждения, приглашения или обоснования цели поездки, предусмотренного законодательством Сторон.

Статья 5 Оформление многократных виз

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и государств-членов оформляют многократные визы сроком действия до 5 лет следующим категориям граждан:

a) члены национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов, если они в соответствии с настоящим Соглашением не освобождаются от необходимости получения виз на срок выполнения ими служебных обязанностей. При этом срок действия виз будет ограничен сроком полномочий, если он составляет менее 5 лет;

b) супруги и дети (в том числе приемные), не достигшие возраста 21 года либо являющиеся иждивенцами граждан Российской Федерации или Европейского союза, проживающих на законных основаниях на территории государства-члена или Российской Федерации. При этом срок действия виз будет ограничен сроком действия разрешения на законное проживание или пребывание.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и государств-членов оформляют многократные визы сроком действия до 1 года следующим категориям граждан, имеющим основания для обращения с запросом об оформлении многократной визы, при условии, что этим гражданам в течение предыдущего года хотя бы единожды выдавалась виза, которую они использовали в соответствии с законодательством о въезде на территорию посещаемого государства и пребывании в нем:

а) члены официальных делегаций, которые на основании официального приглашения, адресованного Российской Федерации, государству-члену или Европейскому союзу, принимают участие в официальных встречах, консультациях, переговорах или программах обмена, а также в мероприятиях, проводимых на территории одного из государств-членов или Российской Федерации межправительственными организациями;

b) предприниматели и представители организаций предпринимателей, регулярно совершающие поездки в Российскую Федерацию или государства-члены;

c) водители, осуществляющие международные пассажирские и грузовые перевозки между территориями Российской Федерации и государств-членов на транспортных средствах, зарегистрированных в Российской Федерации или государствах-членах;

d) члены поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад в международных поездах, перемещающихся между территориями Российской Федерации и государств-членов;

e) лица, участвующие в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе в университетских и других программах обмена, регулярно совершающие поездки в Российскую Федерацию или государства-члены;

f) участники международных спортивных мероприятий и лица, сопровождающие их в профессиональном качестве;

g) журналисты;

h) участники официальных программ обмена между породненными городами.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и государств-членов оформляют многократные визы сроком действия от 2 до 5 лет категориям граждан, указанным в пункте 2 настоящей статьи, при условии, что эти граждане в течение предшествующего 2-летнего периода использовали годовую многократную визу в соответствии с законодательством о въезде на территорию посещаемого государства и пребывании в нем и что сохранены основания для обращения с запросом об оформлении им многократной визы.

Суммарный срок пребывания граждан, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, на территории Российской Федерации или государств-членов не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.

Статья 6 Сборы за оформление виз

Сбор за оформление виз составляет 35 евро. Указанная ставка сбора может быть пересмотрена в соответствии с процедурой, предусмотренной пунктом 4 статьи 15 настоящего Соглашения.

Стороны взимают сбор в размере 70 евро за оформление виз в случаях, когда ходатайство об оформлении визы и подтверждающие документы подаются заявителем не более чем за 3 суток до предполагаемой даты выезда. Указанное положение не применяется в случаях, предусмотренных подпунктами "b", "e" и "f" пункта 3 настоящей статьи и пунктом 3 статьи 7 настоящего Соглашения.

От уплаты визовых сборов освобождаются следующие категории лиц:

а) близкие родственники - супруги, дети (в том числе приемные), родители (в том числе опекуны и попечители), бабушки и дедушки, внуки граждан Российской Федерации и Европейского союза, проживающих на законных основаниях на территории одного из государств-членов или территории Российской Федерации;

b) члены официальных делегаций, которые на основании официального приглашения, адресованного Российской Федерации, государству-члену или Европейскому союзу, принимают участие в официальных встречах, консультациях, переговорах или программах обмена, а также в мероприятиях, проводимых на территории одного из государств-членов или территории Российской Федерации межправительственными организациями;

c) члены национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов, если они не освобождаются от необходимости получения виз в соответствии с настоящим Соглашением;

d) школьники, студенты, аспиранты и сопровождающие их преподаватели, направляющиеся на учебу или учебную стажировку;

e) инвалиды и лица, которые при необходимости их сопровождают;

f) лица, которые представили документы, подтверждающие необходимость осуществления поездки гуманитарного характера, в том числе для получения срочной медицинской помощи, и сопровождающие их лица, а также для присутствия на похоронах или посещения тяжело больного близкого родственника;

g) участники молодежных международных спортивных мероприятий и сопровождающие их лица;

h) лица, участвующие в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе в университетских и других программах обмена;

i) участники официальных программ обмена между породненными городами.

Статья 7 Продолжительность процедур обработки ходатайств об оформлении виз

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и государств-членов принимают решение по запросам об оформлении виз в течение 10 календарных дней с даты получения ходатайства и документов, необходимых для оформления визы.

Срок принятия решения по ходатайству об оформлении визы может быть продлен до 30 рабочих дней, в особенности, если имеется необходимость в его дополнительном изучении.

В не терпящих отлагательства случаях срок принятия решения по ходатайству об оформлении визы может быть сокращен до 3 календарных дней.

Статья 8 Выезд в случае утраты или кражи документов

Граждане Российской Федерации и Европейского союза, которые утратили документы, удостоверяющие личность, или у которых эти документы были похищены в период пребывания на территории государств-членов или Российской Федерации, могут покинуть эту территорию без виз или иных разрешений на основании действительных документов, удостоверяющих личность и дающих право на пересечение границы, выданных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации или государств-членов.

Статья 9 Продление виз в исключительных обстоятельствах

Гражданам Российской Федерации и Европейского союза, которые не имеют возможности вследствие непреодолимой силы покинуть территорию государств-членов или Российской Федерации в срок, указанный в визе, срок действия визы в соответствии с законодательством принимающего государства бесплатно продлевается на период, необходимый для возвращения в государство проживания.

Статья 10 Процедуры регистрации

Стороны соглашаются предпринять так скоро, насколько это будет возможно, меры по упрощению процедур регистрации, направленные на обеспечение применительно к гражданам Российской Федерации и Европейского союза равного обращения в вопросах, касающихся процедур регистрации в период их пребывания на территориях государств-членов и Российской Федерации.

Стат